ГОЛОСОВАНИЕ
Нужно ли вводить в ЛИЕНе свою школьную форму? >>>
 да
 нет
 мне безразлично
Проверка PR и ТИЦ
Консультационный центрМнение экспертовПравовые основания
ПерваяПредыдущая1СледующаяПоследняя
Это интересно
УРОКИ БЕЗ ЗВОНКА
Еще совсем недавно казалось, что без помощи школы дать ребенку нормальное образование  невозможно. И какие бы минусы ни несла с собой школьная жизнь, родители закрывали на это глаза – ради будущего своих детей. 
И вдруг в условиях открытого информационного общества случился неожиданный поворот. Все большее количество родителей начали вообще отказываться от услуг школы. Потому что оказалось, что в современном мире решение традиционных школьных задач («знания – умения – навыки») вовсе не требует школьного формата.

Подробнее.
19/11/2013
Это интересно
«Первоклассникам и не снилось…»

За последние годы в России изменился взгляд родителей на семейное образование.
«Раньше взрослые шли на такой «экстрим», только если видели, что их ребенок по каким-то причинам не может учиться «как все», – делится своими наблюдениями Ксения Подорова. – Теперь папы и мамы детей, у которых нет никаких «противопоказаний» к учебе в школе, начали рассматривать домашнее обучение как вполне реальную и привлекательную альтернативу». И таких семей становится все больше. Это становится заметно, если регулярно заглядывать на различные «родительские» сайты и форумы. 
Почему же многие родители предпочитают семейное образование школьному? 

Подробнее.
19/11/2013
Это интересно
Опрос родителей на тему "Почему вы выбрали для своего ребенка семейную форму обучения?"
«Почему вы выбрали для своего ребенка семейную форму обучения?» – cпросили пап и мам педагоги московской школы № 71. Ответы оказались очень содержательными, обнажающими многие проблемы современной школы

 

Подробнее.
19/11/2013
Это интересно
А дома учиться лучше!

 

Семейное образование (homeschooling) перестает быть чем-то экзотичным. Если семь лет назад, например, в Москве можно было, что называется, по пальцам пересчитать родителей, решившихся учить своего ребенка дома, то теперь более тысячи москвичей предпочли семейную форму обучения. Развитие homeschooling – общемировая тенденция. В последние десятилетия прошлого века оно распространилось в США, Канаде, Австралии, Японии, Испании, Швеции (всего в 45 странах).
И вот теперь процесс пришел к нам. Правда, за пределами российских мегаполисов семейное образование встречается редко. Но не потому, что у провинциальных жителей нет интереса к homeschooling.

 

Подробнее.
19/11/2013
На злобу дня
Учителя без категорий. История первая: никудышный педагог.

Семейная форма образования все больше распространяется в США и России. Она не претендует на то, чтобы стать массовой, но тем не менее число родителей, решающих практически отказаться от услуг школы, растет. (Дети осваивают общеобразовательную программу дома со старшими членами семьи или приглашенными учителями и сдают в течение года по индивидуальному графику зачеты и экзамены, необходимые для перевода в следующий класс.) Взрослые, решившие самостоятельно обучать своих детей, строят и разворачивают своеобычные варианты философии образования, ищут нестандартные образовательные формы. По прошествии времени, осмысляя и оценивая свой опыт, они начинают делиться им с другими, как это делают наши авторы. 

Подробнее.
19/11/2013
На злобу дня
Учителя без категорий. История вторая: один в поле не воин

Семейному образованию в Архангельске десять лет. Так получилось, что за него взялись сразу  несколько семей. С тех пор они не только сохранили дружеские отношения, но и увлекли своими идеями других людей. Здесь лично знают Шалву Амонашвили, Михаила Щетинина, Александра Лобка, философа Юрия Линника. Если вы приедете в гости, непременно проведете бессонную ночь, зачитываясь книгами “Дети Индиго”, “Богатый ребенок, умный ребенок”, которые стали настольными для этих сумасшедших родителей. Конечно, сумасшедших, ведь они, имея троих-четверых детей, не считают себя многодетными, умудряются предыдущее образование дополнить психологическим, да еще создали целые две организации, представляющие их интересы. 

Подробнее.
19/11/2013
На злобу дня
Катализатор перемен

 

Распространение homeschooling – это свидетельство увеличения числа активных родителей, готовых вкладывать свои силы и время в то, чтобы их дети получили качественное современное образование. Причем речь идет о наиболее продвинутых родителях, которые раньше и лучше других улавливают тенденции общественного развития. Пока «нешкольников» не много, в профессиональном педагогическом сообществе это явление просто не принимают всерьез. Но по мере того как homeschooling получает все более широкое распространение и доказывает свои преимущества, ситуация меняется. Когда в центральных изданиях появляются сообщения о том, что «уровень знаний homeschooling в целом не ниже, а выше уровня учеников государственных школ» или что в таком-то году «“домашние” заняли первое, второе и третье места в общенациональном конкурсе грамотности», эти факты трудно оставить без внимания.

 

Подробнее.
19/11/2013
Это интересно
Образование вне системы

 Создать для собственного ребенка собственную домашнюю школу – это настоящий гражданский поступок

Массовые опросы говорят о том, что общество крайне обеспокоено качеством образования новых поколений. Образование сегодня высоко ценится на рынке труда. И по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, сбережения на учебу детей занимают в семьях третье место (после сбережений на всякий случай и на лечение). Конечно, не многие родители выберут для этого путь, предлагаемый И.Чапковским. Но каждый в соответствии с законом должен иметь право осуществить свой выбор. Подобный опыт может дать много неожиданно полезного нашей школе.
 
Есть три силы, не удовлетворенные школой. Это, во-первых, не будем лукавить, сам ребенок, который, как правило, готов демонстрировать родителям по утрам симптомы всех известных ему болезней, только бы не идти в школу. Во-вторых, сами родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил приличное образование и при этом не испытывал непомерного психологического прессинга. В-третьих, государство, недовольное тем, что система не справляется с решением стоящих перед ней задач.

Этим силам успешно противостоят группы чиновников от образования и ректорат высших учебных заведений, заинтересованные в сохранении сложившегося положения вещей. Эти две силы активно действуют, именно они определяют, что, как и в каком количестве должно присутствовать в системе обучения. Родители, ученики и… государство занимают пассивную позицию. Они не могут реализовать свои законные интересы из-за того, что власть находится в руках чиновников. Это приводит к разрыву между де-юре (весьма демократический Закон «Об образовании» 1992 года) и де-факто – сохраненной административно-командной системой в области образования. Пример: директор школы не дает родителям перевести ребенка на семейную форму образования, предусмотренную законом, а у родителей нет рычагов воздействия для изменения этого решения.

Естественный интерес к знаниям школа губит в первые два-три года. А если этот интерес убит, вы можете предлагать любые программы, но человек познающий получится вряд ли. Поэтому наши выпускники и не знают, чего они хотят. Они хорошо знают, чего не хотят. Например, не хотят в армию. Но человек движется позитивными устремлениями. А когда дети готовы впитывать, их равняют под одну гребенку весьма жесткими методами. В таких условиях школа вынуждена решать социальные, а не образовательные задачи. Пусть лучше сидит в плохой школе, чем по улице бегает, пусть хоть как-нибудь учится, а не в плохой компании время проводит. В обычной школе два-три ученика в классе действительно учатся, а остальные? Я сталкивался с такими случаями: на консультацию мальчика привели. Восьмой класс. И когда я его попросил почитать, он заплакал. Восьмиклассник не умел читать. Такие ситуации возможны потому, что главное требование в школе – ты должен быть в классе. Вокруг этого все и строится. 
Я и моя жена сделали такой практический вывод: «Систему не исправить». Поэтому мы взяли дело в свои руки и выучили своих детей сами. Хотя, конечно, содержание образования мы поменять не могли, так как государство требует выполнения обязательного образовательного минимума.

Ныне действующий Закон «Об образовании»  говорит о разных формах обучения. Учиться в школе можно очно и заочно. Возможны такие формы, как экстернат, семейное образование и самообразование. В реальности же форма одна, та, которую финансово и организационно поддерживает государство, – обучение в среднеобразовательной школе. Все родители, которые хотят перевести своих детей на семейную форму обучения (т.е. учить их самостоятельно, дома), сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны школьных структур.

Правда, надо признать, что большинство людей с 28 мая по 1 сентября с нетерпением ждут, когда же школа заберет их ребенка. Но есть и другие. Те, для кого образование их детей – безусловный капитал, и они готовы вкладывать в него все силы. Их мало, но это те дрожжи, без которых хлеб не выпекается.

Интересы родителей и учеников состоят в том, чтобы получить рычаги воздействия на систему, чтобы возможно стало реализовать законные права в направлении образования собственных детей. 

Необходима двухслойная система образования, состоящая из общей школы, предназначенной для решения социальных проблем (аналог Hauptschule в Германии), и образовательных центров, предназначенных для решения образовательных задач по отдельным предметам и подготовки к высшему образованию. Эти образовательные центры могут быть как государственными, так и общественными организациями, создаваемыми родителями и учителями.

Общая школа будет решать задачу развития и социальной адаптации ребенка с учетом региональных особенностей. Аттестат выдается ребенку не за достижение каких-то конкретных результатов в образовании, а за проведение определенного количества часов в общей школе. Это сделает ситуацию с аттестацией честной. Если же родители и сам учащийся заинтересованы в получении реального свидетельства, фиксирующего уровень его знаний по отдельным дисциплинам, то он должен выдаваться национальными центрами, как, например, в Великобритании, дистанцированными как от образовательного учреждения, в котором он обучался, так и от учреждения, в котором он предполагает обучаться.
 
Игорь ЧАПКОВСКИЙ, 
идеолог и практик семейного образования, отец четырех детей
19/11/2013
ПерваяПредыдущая1СледующаяПоследняя
© ЛИЕН 2003-2017