ГОЛОСОВАНИЕ
Нужно ли вводить в ЛИЕНе свою школьную форму? >>>
 да
 нет
 мне безразлично
Проверка PR и ТИЦ
Инновационная деятельностьРесурсный центрФИПМНЛКруглый стол по дистанционному обучениюINEPSШкола ЮНЕСКО

INEPS

Организация продуктивного обучения в России и за рубежом

Школьное образование стоит в настоящее время перед необходимостью инициировать свое развитие путем инновационной деятельности образовательных учреждений. Одним из перспективных направлений, обеспечивающих демократизацию системы школьного образования, позволяющим успешно решать задачи, стоящие перед ней, является продуктивное образование. Продуктивное образование позволяет обеспечить права ребенка на реальный выбор форм обучения, отход от администрирования, становление открытого, партнерского стиля управления на всех уровнях, утверждение сотрудничества детей и взрослых, выбор мест реализации социальных проектов и образовательных практик, связанных с учебной программой, развитие демократического уклада жизни образовательных учреждений.

Термин productivelearning, или продуктивное обучение, отражает принципиальную идею активной и самостоятельной учебной деятельности ученика, соединённой с его реальной трудовой деятельности. В мировой практике под продуктивным обучением понимается новая модель образовательного процесса в среднем и, прежде всего, старшем звене школы. Эта модель ориентирована на практическое развитие интересов подростков в реальной трудовой деятельности и соединяет учение и социальную практику.

Чисто продуктивных школ, то есть школ, осуществляющих только идеи свободно организованного, протекающего, варьируемого образования, в России нет. Есть отдельные попытки построения вариативных систем в структуре традиционного образования. Изучив опыт продуктивного обучения европейских стран, в Санкт-Петербурге создан институт продуктивного обучения, позже институт инноваций РАО создал в различных регионах России лаборатории продуктивного обучения. С 2005 года ЛИЕН является активным участником международной сети продуктивных школ INEPS. Сотрудники ЛИЕН принимали участие в работе XV-XVII Международных Конгрессов INEPS.

Результаты сравнения организации продуктивного обучения в России и за рубежом показывают существенные различия в реализации продуктивного обучения, однако эти различия характерны, прежде всего, именно для его организации, при этом сущностное понимание идей продуктивного обучения близко во всех странах.

ЛИЕН-школа продуктивного обучения

Анализируя состояние современного образования, педагоги ЛИЕН пришли к выводу, что если мы хотим обеспечить развитие личности ученика в процессе его обучения в школе, нужно вносить серьезные коррективы в организацию учебного процесса в целом. Нужно найти такие формы и методы обучения, которые были бы направлены на практическую деятельность учащихся. Причем ученик должен осознавать, что это его деятельность.

Однако это непростая задача. На это способен лишь педагог, который не боится что-то менять в своей деятельности, сам способен учиться. Но такой педагог в одиночку тоже не сможет ничего сделать. Нужен коллектив единомышленников, способный выстроить образовательный процесс в учебном заведении так, чтобы ученик смог чувствовать себя комфортно на любом уроке. Чтобы ему всегда хотелось учиться. Именно поэтому педагоги ЛИЕН работают над созданием целостной образовательной технологии, позволяющей максимально реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, спроектировать для каждого учащегося лицея свою образовательную траекторию в соответствии с его склонностями и способностями, а также осуществлять диагностику и корректировку развития творческого мышления у учащихся на различных этапах обучения.

Наше участие в работе 17 Congress of the International Network of Productive Schools (INEPS) позволило нам сделать вывод о том, что продуктивное обучение может являться сегодня одной из альтернативных форм образования для детей с любым уровнем способностей.

Однако, принципиальным отличием образовательной деятельности нашего лицея от многих школ продуктивного образования является то, что мы не выводим детей полностью из процесса обучения в лицее, а моделируем ситуацию профессиональной деятельности, в которой дети смогут себя попробовать.

Необходимым условием реализации продуктивного обучения является формирование у учащихся проектного мышления. В этих целях педагоги ЛИЕН активно внедряют проектный метод обучения в образовательный процесс. Работая над проектами в определенной области знаний, обучающиеся также получают новые знания из других образовательных областей. Использование межпредметных проектов позволяет изучать каждый предмет не автономно, а как одно из основных звеньев, необходимых ученику для целостного восприятия окружающего мира.

Учитывая возрастающий интерес педагогов и учащихся к проектной деятельности, в лицее разработан элективный курс для учащихся «Технология проектной деятельности», программа которого утверждена Министерством образования Саратовской области. Его основная цель – помочь школьникам максимально раскрыть свой творческий потенциал в ходе работы над реальными проектами.

Программа курса состоит из семи отдельных блоков (модулей):

  • Введение в метод проектов.
  • Методы и приемы работы с информацией.
  • Языковое оформление проекта.
  • Социологические исследования.
  • Статистическая обработка данных.
  • Основы естественнонаучного эксперимента.
  • Мультимедийная презентация как форма представления результатов проекта.
  • Методы и приемы презентации и самопрезентации.
  • Ведение конструктивного диалога.

Все модули, являются целостными и логически завершенными.

Применение метода проектов способствует становлению и укреплению новых отношений между учителем и учеником. Роль учителя становится совершенно иной. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его.

На протяжении ряда лет в нашем лицее функционирует научное общество учащихся (НОУ), члены которого занимаются индивидуальной и групповой исследовательской деятельностью под руководством педагогов-предметников.

Личностный образовательный продукт как результат творческой, созидательной — продуктивной познавательной деятельности это, с одной стороны, — создание определенных материальных и духовных продуктов (исследований, сочинений и т.п.). С другой стороны — это открытие для себя нового, неизвестного, разрешение по-новому уже известной проблемы, то есть выработка личностных способов познания, а также накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами образования. Таким образом, конечный образовательный продукт выражается в «самостроительстве» и «самотворчестве» ученика, приобретении индивидуального личностного опыта и продвижении вперед в своем развитии.

© ЛИЕН 2003-2015