Формирование традиционных семейных ценностей через приобщение к русскому изобразительному искусству

17/04/2019

 Российский публицист, профессор В.Ю. Троицкий сказал: «Добрая русская семья испокон века складывалась как соборная общность. Люди, сопричастные традиционному укладу жизни, родным обычаям и отеческой вере, воссоединялись и освящались ею. Да и судьба человека мыслилась на Руси неразрывно с семейным его бытием».

Русское классическое изобразительное искусство вобрало в себя и отразило представление русского народа о духовности и нравственности. Педагогический потенциал произведений русских художников несет в себе нравственно-эстетический опыт мировосприятия и мироощущения русского человека, его бытия и поэтому служит эффективным средством формирования ценностных представлений и отношений к самому себе, к своей семье, к традиционным семейным ценностям у школьников.

Обучающиеся 5-7 классов ЛИЕН продолжили работу в социально-значимом проекте «Картины жизни в рамах золочёных» по договору сотрудничества с Саратовской региональной общественной организацией «Центр Духовной Культуры» культурно-выставочным центром «Радуга». Лицеисты побывали на втором занятии, которое было посвящено семейным ценностям, – «Семьи живописный альбом».
 
Произведения русского изобразительного искусства, которые говорят о жизненно важном, порой даже спасительном, – это сильнейший инструмент воспитания нравственной сферы растущего человека. В течение многих веков русские художники на своих полотнах языком живописи говорили о ценностях бытия человека. Тема семьи, трансляция традиционных семейных ценностей, размышление о различных периодах становления и развития семьи, ее проблемы и радости, ценность отцовства и материнства, ценность детства стала одной из ключевых тематик русского классического изобразительного искусства.
 
Формируя представление о традиционных семейных ценностях, работники культурно-выставочного центра «Радуга» учитывают возрастные особенности и сензитивность школьников к нравственно-эстетическому переживанию воспринимаемых образов. Они тщательно подбирают произведения изобразительного искусства, используют эффективный метод организации и проведения «встречи» с художественным произведением – метод фасилитации. Фасилитация – это облегчение процесса понимания художественного замысла произведения, помощь в установлении многообразных связей, как по содержанию, так и по средствам выразительности, при помощи которых художник пытался донести до зрителя ценностный смысл, идею своего произведения.
 
С помощью этого метода экскурсовод центра стимулирует и оптимизирует мыслительную деятельность каждого учащегося и организует диалоговое общение внутри группы участников проекта.