Погружение в науку

Дни науки в Саратовской области

С 2 по 10 апреля 2014 года в Саратовской области проходил Фестиваль популярной науки. Лицей-интернат естественных наук являлся одной из площадок проведения Фестиваля. «Дни науки» – уникальная инициатива Фонда «Династия», ориентированная на поддержку науки и популяризацию научных знаний. Цель проекта – пробудить у людей разных возрастов и профессий познавательный интерес к научным знаниям, открытиям и достижениям; содействовать вовлечению молодежи в науку. За время существования Фестиваля его мероприятия посетило более тридцати тысяч человек. «Дни науки в Саратовской области» Фонд «Династия» проводил по инициативе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и по приглашению Министерства образования Саратовской области.

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, анализировать итоги своей деятельности, способный применять теоретические знания для решения практических задач.

Основная цель реализации Федерального государственного образовательного стандарта – создание условий, способствующих развитию не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций обучающихся. Соответственно возникает необходимость создания в школе новой образовательной среды, которая позволила бы школьникам развивать личностные и надпредметные компетенции через использование активных методов обучения. Ключевой задачей ЛИЕН является создание образовательной среды, способствующей развитию творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, их самореализации.

Одним из ведущих методов, отвечающих этим требованиям, является метод проектной деятельности. Лицей-интернат естественных наук уже не первое десятилетие активно внедряет проектно-исследовательские методы обучения в образовательный процесс. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт организации проектной и исследовательской деятельности. В ЛИЕН сложилась целая система различных форм организации детей (кружки, клубы, творческие объединения, летние школы), традиционных мероприятий, призванных популяризировать проектную деятельность.

В лицее функционирует научное общество лицеистов (НОЛ), члены которого занимаются индивидуальной и групповой исследовательской деятельностью в определенной предметной области под руководством педагогов-предметников.

В течение года лицеистам предоставляется возможность проявить себя в различных направлениях исследовательской деятельности, принять участие в традиционных лицейских мероприятиях, а также представить результаты своих исследований на конкурсах и конференциях различного уровня. Статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО дает лицею возможность участия в международных образовательных школах, проектах, олимпиадах и других мероприятиях.

Одним их направлений научной деятельности является участие лицеистов в олимпиадном движении и различных интеллектуальных конкурсах. В ЛИЕН каждый желающий может стать участником Всероссийской олимпиады школьников, а также вузовских и дистанционных олимпиад. Очень популярны у ребят всероссийские и международные конкурсы «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «КИТ», «Кенгуру», «Золотое руно», «ЧиП».

Ярмарка творческих идей

Старт проектной деятельности даёт «Ярмарка творческих идей». На этом мероприятии подводятся итоги прошедшего учебного года, чествуются лицеисты, достигшие высоких результатов в исследовательской работе. Лицеисты знакомятся с тематикой проектов, работа над которыми начата в новом учебном году. Ярмарка даёт возможность ребятам и педагогам обменяться идеями, объединиться в творческие группы. Интеллектуальные и творческие объединения знакомят ребят с предстоящими направлениями работы.

 

Дни науки

В последнюю неделю февраля в ЛИЕН проходят Дни науки.

Дни науки являются одной из форм приобщения лицеистов к исследовательской и проектной деятельности. Основная цель проведения Дней науки – развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению различных процессов и явлений, протекающих в природе и обществе; осознание ими необходимости владения научными фактами, умения выдвигать гипотезы и находить способы их оценивания, устанавливать связь науки с жизнью.

Основные задачи Дней науки:

  • познакомить обучающихся с новыми направлениями развития современной науки, техники, культуры;
  • познакомить обучающихся с творческим поиском и выдающимися достижениями отечественных и зарубежных ученых;
  • рассказать о достижениях лицеистов в проектной и исследовательской деятельности в разные годы.

 

В ходе Дней науки

  • учебные занятия проводятся в нестандартной форме (научно-популярные лекции, просмотр фильмов, уроки-проекты, уроки-диспуты, уроки-конференции);
  • лицеисты вступают с сообщениями о великих учёных, важных научных открытиях, новых направлениях в науке;
  • каждая группа выпускает тематический информационный листок о новостях науки;
  • проходят интеллектуальные игры;
  • организуются экскурсии в образовательный центр «РосАтом», ЦМИТ «Инноватор», музей занимательных наук «Эйнштейний», планетарий, музеи и лаборатории вузов города.

 

Кульминацией Дней науки является лицейская научно-практическая конференция «Твои первые исследования, лицеист!»

 

Научно-практическая конференция «Твои первые исследования, лицеист!»

Научно-практическая конференция проводится ежегодно в феврале в рамках «Дней науки».

Основные цели конференции:

  • поднятие престижа самостоятельной творческой деятельности лицеистов,
  • приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности,
  • развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению различных научных дисциплин,
  • подведение итогов проектной деятельности обучающихся за текущий учебный год.

 

Конференция проводится в два этапа:

  • работа по секциям (выступления лицеистов на предметных секциях и делегирование лучших учащихся на пленарное заседание);
  • пленарное заседание (подведение итогов и представление лучших работ лицеистов).

 

В конференции принимают участие все обучающиеся лицея: в качестве слушателей, в качестве членов жюри, либо в качестве выступающих с защитой своих работ.

Основными критериями оценки являются:

  • форма подачи материала и степень владения им,
  • степень владения общей культурой публичного выступления,
  • раскрытие темы проекта на презентации,
  • эффективность и целесообразность использования средств наглядности,
  • умение отвечать на вопросы оппонентов.

 

В рамках конференции традиционно работают секции:

  • «Русский язык и литература»
  • «Иностранные языки»
  • «Естественные науки»
  • «Информатика»
  • «Человек и общество»
  • «В мире математики»
  • «Познаем себя и мир»

 

Участники конференции, занявшие призовые места, награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками или денежными премиями.

Лучшие, по мнению жюри, проекты рекомендуются к участию в Международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере».

Летний практикум продуктивной деятельности

В Лицее-интернате естественных наук метод проектов нашел одно из своих воплощений в программе летнего практикума продуктивной деятельности. Летняя практика занимает особое место в образовательной деятельности лицея. Она является формой приобщения лицеистов к исследовательской и проектной деятельности в рамках предпрофильной подготовки. Основная цель практикума – погружение детей в созидание, творческий поиск, продуктивную деятельность и подготовка обучающихся к дальнейшему профессиональному самоопределению.

Практика организуется ежегодно в течение первых двух недель июня для обучающихся 7 – 8 классов. Направления деятельности практикума определяются на основании опроса ребят. Дети делятся на творческие группы согласно выбранным направлениям. Традиционно востребованными являются направления «Занимательная математика», «Физико-химическая лаборатория», «Саратов в объективе», «Исторический Саратов». Задача каждой творческой группы состоит в реализации практико-ориентированного проекта в рамках тематики площадки.

В течение двух недель занятия проходят вне стен лицея: ребята посещают музеи, лаборатории, изучают культурные, исторические, природные объекты города. Занятия организуются в форме лекций, экскурсий, игровых уроков, викторин, лабораторных работ и других видов деятельности. Особое внимание уделяется организации экскурсий и беседам с профессионалами в различных отраслях человеческой деятельности. Подобная практика позволяет ребятам понять, какие знания, навыки, личностные особенности необходимы представителям различных профессий. Это помогает осознанно, исходя из собственных личностных ресурсов, подойти к выбору дальнейшего профиля обучения, а соответственно, и к выбору профессии. Так, в рамках последнего практикума ребята посетили химическую лабораторию РЖД, фитнес-клуб «Форте-клуб», лабораторию кафедры химии Саратовского государственного технического университета, Музей физического эксперимента Саратовского государственного университета, центр молодежного инновационного творчества «Инноватор» Саратовского государственного аграрного университета, музей ГУ Банка России, завод «Нефтемаш».

Итоги летнего практикума подводятся в форме защиты творческих проектов рабочих групп. По итогам работы каждый обучающийся получает зачет, а также сертификат, подтверждающий прохождение практикума. Многие проекты, зародившиеся в рамках летнего практикума, продолжают развиваться в течение учебного года и представляются на различных конференциях.

В ходе практикума формируются метапредметные и личностные компетенции, необходимые для становления успешной личности: навык планирования и организации своей деятельности, адекватная самооценка, коммуникативные навыки, навык представления результатов собственной интеллектуальной и практической деятельности.