Размышления выпускников о ЛИЕНе.
В жизни каждого человека наступает момент, когда хочется оглянуться назад, попытаться переосмыслить различные события и факты из своей жизни, увидеть новые грани своей последующей деятельности, определить пути дальнейшего постижения истины – для каждого своей.
Такие моменты для каждого человека наступают в разные периоды. Такой период был и у меня – первого директора негосударственного образовательного учреждения «Лицей-интернат естественных наук». Этот лицей является главным делом всей моей жизни. А одной из главных задач моей педагогической и управленческой деятельности является поиск необходимых путей для того, чтобы «сделать образование совершенным».
Как сделать так, чтобы ребенок не шел, а бежал (или даже летел) в школу и не хотел уходить из нее? Как сделать так, чтобы много лет спустя после окончания школы восторженное «спасибо» из уст выпускников разных лет не теряло своего эмоционального содержания?! Чтобы эти уже взрослые и вполне состоявшиеся люди понимали, как много значит в их жизни такая школа?! Школа, в которой их учили не только постигать основы наук, а еще учили быть успешными во всем. Школа, в которую хотелось бы привести своих детей.
Как сделать так, чтобы педагоги ходили с гордо поднятой головой? Чтобы им не было стыдно за то, что они не смогли чего-то дать своим ученикам?! Чтобы они чувствовали себя защищенными и любимыми. Чтобы они ощущали свою причастность к великой державе – образованию!
Эти и многие другие вопросы не давали покоя мне многие годы. Работая в сфере образования пятый десяток лет, мне, к сожалению, приходилось сталкиваться с черствостью, бездушием, формализмом в обучении. И довольно нередко. С все нарастающей тревогой я наблюдала за тем, что уровень подготовки школьников с каждым годом становился все ниже и ниже. И это приводило к тому, что между требованиями к абитуриентам и знаниями выпускников школ разрасталась огромная пропасть. Пропасть, преодолеть которую можно только принятием радикальных мер, а именно: сменой стратегии образования в школе. Так на пути к «совершенной школе» появился наш лицей-интернат, в котором ребята могли бы получать качественное образование.
Именно в этот период у меня также возникла идея организации репетиторских занятий с учащимися. Но не тех, которые сегодня у большинства людей ассоциируются с индивидуальным «научением» за дополнительную плату. А таких занятий, суть которых заключена в самом смысле названия «репетиторских занятий». Ведь репетировать в образовательном смысле – это значит, помогать кому-либо в прохождении учебного курса. Помогать усваивать учебный материал в специально выделенное для этого время. И репетиторы – такие же педагоги, как и на уроках. Они с удовольствием объяснят сложный для восприятия учебный материал, помогут решить трудную задачу. Но только с одним условием: на репетиторские занятия нельзя приходить с «пустым» черновиком – необходимо сначала самому попытаться разобраться с заданием. А для этого выучить основные определения, формулы, понятия. И тогда можно будет говорить по существу дела.
Репетиторские занятия вместе с обязательными зачетами по физике, которые я сама регулярно проводила со всеми учениками, легли в последующем в основу образовательной технологии лицея-интерната.
Со временем наш лицей приобретает широкую известность: количество желающих обучаться в нем неизменно растет. Какой родитель откажется от желания отдать своего ребенка в школу, где он полюбит учиться и потом обязательно поступит в вуз? Где он почувствует себя успешным? Но территориально принять всех желающих было нереально. Появился конкурс поступающих в ЛИЕН. И тут возник вопрос о том, как лучше организовать прием в лицей.
Если организовать прием в лицей «традиционным» способом – конкурсным отбором по итогам вступительных испытаний, то опять «повезет избранным» – успешным детям, которые хорошо учились в своих школах ранее. Из них гораздо проще подготовить абитуриентов, которые обязательно станут студентами. А как быть с теми, которые имеют хорошие природные данные, но не хотят учиться в обычной школе, им неинтересно? И мы решили принимать детей в лицей не по «степени обученности», а по «степени обучаемости». И вот уже много лет на протяжении двух недель в августе ребята из разных школ, желающие учиться в лицее, приходят на «пробные уроки». На этих уроках педагоги лицея внимательно наблюдают за их продвижением в обучении. И даже если на первых порах преобладающими оценками ученика являются «2» и «3», но есть великое желание учиться, он очень старается и делает заметные шаги в постижении новых знаний, то его обязательно принимают в лицей. И та атмосфера, в которую он попадает, неизменно приводит к хорошему результату: ученик не только успешно обучается в лицее и по окончании его поступает в вуз, но и в последующем становится лучшим в числе студентов. То есть, тем детям, которые ранее по каким-либо причинам были неуспешными в своих школах, в лицее дается реальный шанс «начать с чистого листа» – попробовать себя в совершенно новых условиях, в которых они захотят и смогут быть успешными. А сделать это – задача педагогов.
Главное, что лежит в основе работы лицея, – это организация учебного процесса, при которой не должно быть пустого времяпровождения. Чтобы каждая минута урока была посвящена учению (не обучению, а именно учению) – процессу, в котором каждый ученик понимает, что он сам делает успехи в учебе, он сам узнает много нового и интересного, он сам «творит» и в этом ему, конечно же, помогают учителя. Не заставляют, а делают так, чтобы он захотел учиться. И для этого используют самые передовые методики, в том числе и авторские. Среди них уникальные методики использования образов-символов при изучении литературы, уроки-проекты, интерактивные лекции по математике и многое, многое другое. Здесь каждый педагог может реализовать свои творческие замыслы, свои методические находки. Здесь каждый имеет свою «творческую нишу», свою «изюминку». Здесь никогда не скажут «нельзя» педагогу, который пришел с новой идеей. Ему обязательно помогут. Именно поэтому в лицее работает так много талантливых педагогов, у которых всегда есть чему поучиться и которые с удовольствием учатся у других сами.
Мы смогли так организовать образовательный процесс в лицее, что педагоги просто не могут и не хотят работать, постоянно не совершенствуясь и не обучаясь новому. Кажется, совсем недавно всем коллективом изучали возможности использования информационных технологий на учебных занятиях, и, как итог, – лицей стал одним из первых образовательных учреждений в Саратове, в котором практически все педагоги владеют компьютером и активно используют мультимедийную технику на своих занятиях. Они уже просто не мыслят проведение лекций без мультимедийного проектора, самостоятельно создают электронные образовательные ресурсы.
Успешно справились с этой задачей – появилась новая. Как научить школьника воспринимать знания как действительно необходимые? Как сделать так, чтобы дети почувствовали «вкус» успешной учебы? Нужно максимально развить в них те природные качества, которыми их наделила природа, то есть, учить их «природосообразно». Но для этого необходимо сначала открыть в них эти качества. А лучше, если эти качества учащиеся смогут открыть в себе сами. И тут включаются в работу психологи: организовывают различные тренинги, проводят тестирования, беседы, консультации для детей и родителей. Параллельно с этим разрабатываются индивидуальные образовательные программы лицеистов. Детям помогают «найти себя» в различных сферах деятельности. Хочешь петь, танцевать, играть в лицейском театре – ты научишься это делать профессионально. Для этого мы привлекаем к работе в лицее лучших педагогов дополнительного образования.
Но и этого сегодня недостаточно. Как сегодняшнему школьнику во взрослой жизни сделать профессиональную карьеру? Для этого, на первом этапе, необходимо показать ему, как ставить перед собой конкретные, взятые из жизни, задачи и решать их, применяя определенные знания и умения и приобретая новые, получать в итоге вполне определенный результат – продукт деятельности. Другими словами, сформировать у учащихся «проектное мышление». И вот уже успешно реализуются авторские педагогические методики по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс лицея; разрабатывается элективный спецкурс «Технология проектной деятельности»; работы учащихся получают высокие оценки в различных смотрах, конкурсах, фестивалях, конференциях; педагоги охотно делятся своими творческими находками, становятся активными участниками различных семинаров, проводят мастер-классы.
Словом, как оказывается, на пути к созданию совершенной школы я и мои коллеги ежедневно встречаемся с все новыми и новыми трудностями, продиктованными временем. Но мы никогда не остановимся в своем стремлении к созданию такой совершенной школы – школы нашей мечты! Поэтому нашу миссию мы видим в развитии социально-педагогического партнерства всех субъектов образовательного процесса в ходе создания развивающей образовательной среды «Школа выращивания интеллекта».