ПОЛОЖЕНИЕ об организации предпрофильной подготовки
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятой Министерством образования РФ на основании приказа № 2783 от 18.07.2002 г., федеральным Базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом ЧОУ «ЛИЕН».
1.2. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 8–9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального, среднего, высшего профессионального образования. Учитывая что в ЛИЕН ежегодно принимаются обучающиеся во все классы, всех параллелей. Данное Положение регламентирует подготовку 9-х классов. Во всех других классах предпрофильная подготовка проводится в часы мотивационных уроков, которые финансируются из собственных средств.
1.3. Цели организации предпрофильной подготовки в 8–9-х классах:
- выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкого выбора элективных курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта;
- обеспечить углубленное изучение одного предмета программы общего образования;
- способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся;
- широкая профориентационная работа среди учащихся 8–9-х классов с привлечением родительской общественности, центров занятости, кадровых агентств;
- создание условий для реализации профильного обучения в 10–11 классах.
1.4. Задачи предпрофильной подготовки в 8–9-ых классах:
- выявлять интересы и склонности, способности школьников и формировать практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированной на выбор профиля обучения в старшей школе;
- оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
- развивать спектр познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
- разработать механизм составления индивидуального образовательного маршрута учащихся в элективных курсах.
2. Организация и содержание образовательного процесса
2.1. Организация образовательного процесса в 9-х классах строится на основе Регионального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования и науки Саратовской области от 06.12.2004 года № 1089, учебного плана ЧОУ «ЛИЕН», разработанного с учётом рекомендаций Министерства образования и науки Саратовской области по осуществлению предпрофильной подготовки.
2.2. Базовый минимальный объём предпрофильной подготовки равен 102 учебным часам в год, что составляет 3 учебных часа в неделю. Эти 102 учебных часа отводится на элективные курсы по выбору: предметные, межпредметные и ориентационные курсы;
1 учебный час в неделю (34 учебных часа в год) используется для информационной работы и профильной ориентации в рамках курса «Технология».
2 учебных часа в 9-ых классах отводятся на предметные элективные курсы в 3-4 четвертях.
2.3. Предпрофильная подготовка реализуется в рамках полной 6-дневной учебной недели. Курсы по выбору (элективные курсы) включаются в учебное расписание. Учащиеся 9-х классов самостоятельно, исходя из своих профильных интересов и склонностей, выбирают тот или иной курс. Изучение двух курсов по выбору является обязательным. После прохождения курса учащийся должен получить оценку от 0 до 4 баллов. Учащийся может в течение учебного года (после окончания учебной четверти) менять посещаемые элективные курсы
2.4. Профильная ориентация (оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных 10 - 11 классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, анкетирование и консультирование восьмиклассников) и информационная работа (знакомство с образовательными учреждениями возможного продолжения образования, изучение особенностей их образовательных программ, условий приёма, посещение дней открытых дверей и др.) осуществляются во внеучебное время.
2.5. Особенностями курсов по выбору являются: вариативность, краткосрочность. При всех возможных вариантах организации курсов по выбору инвариантными являются следующие условия:
- курсы представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;
- курсы помогают ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- курсы способствуют созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
- курсы знакомят ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе;
- курсы предусматривают использование современных образовательных технологий, предполагающих деятельностное и ценностное освоение содержания (информационных, проектных, проблемного обучения и др.)
- элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки не дублируют базовые учебные курсы, они готовят ученика к успешному обучению в профильной школе.
2.6. Программы курсов по выбору предусматривают:
- подготовку выпускников основной ступени к осознанному выбору профиля обучения в 10 – 11 классах;
- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
3. Порядок оценивания результативности обучения
3.1. Образовательные результаты изучения курсов по выбору могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам; рецензирование сообщений учащихся и т.д.);
- тематический контроль (тестовые задания и тематические зачёты);
- зачётный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса);
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных справок, устных и письменных докладов и сообщений, рефератов, защита проектов) оценивается от 0 до 4 баллов.
3.2. Комплексные метапредметные элективные курсы (34 часа в году) оцениваются по 5-ти бальной шкале.
3.3. При оценке результата обучения используется портфолио, как совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений школьников за определённый период времени (8–9-й класс).
4.Управление предпрофильной подготовкой
4.1. Управление предпрофильной подготовкой проводится в соответствии с Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, учебным планом лицея.
4.2. Предпрофильная подготовка организуется по приказу директора лицея с начала учебного года. Приказом директора утверждаются обязанности заместителя директора, курирующего данное направление работы, классных руководителей (воспитателей) 9-х классов по данному направлению, педагога-психолога. Приказом распределяются обязанности и нагрузка по организации информационной, профориентационной работы с учащимися, нагрузка по ведению курсов по выбору.
4.3. Нагрузка учителей по ведению курсов по выбору не является стабильной на весь учебный год, она зависит от количества учащихся, выбравших данный курс для изучения, и изменяется каждую учебную четверть.
5. Финансовое обеспечение
5.1. Финансирование предпрофильной подготовки осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении, штатным расписанием и учебным планом лицея. Основным источником финансирования являются бюджетные субсидии, а также собственные средства.