Пятиклассники: проблемы и решения
Ребенок покидает ставшую такой родной «началку» в своей школе…
В Лицее-интернате естественных наук или где-то ещё, не столь важно, общие закономерности сохраняются.
На ближайшем горизонте – окончание детства и наступление отрочества.
Возникают некоторые тревоги у ребенка, а, главное, у мам и пап. Они связаны с тем, будет ли обучающийся успешным на пороге новых знаний, становясь при этом в ближайшие годы подростком-тинейджером.
Зачастую неявные тревоги превращаются в реальные проблемы, начиная с очередного 1-го сентября. И это объективно понятно:
- Смена педагогов – от одной любимой учительницы-«мамочки» к новым нескольким учителям (в ЛИЕНе и везде – так и есть).
- Масса новых предметов и множество новых учебных кабинетов, разбросанных по школе (в ЛИЕНе, впрочем, для 5-х–6-х классов сохраняются базовые кабинеты, где проходит большинство уроков).
- Бесконтрольность или, в лучшем случае, снижение контроля за прохождением учебного дня в школе (объективно так, и даже в ЛИЕНе, но, конечно, второе).
- Новые, гораздо более серьезные требования учителей, предъявляемых к пятиклассникам уже почти как «взрослым» школьникам (в ЛИЕНе и везде – так и есть).
- Адаптационный процесс «по факту» вне особой его организации - то есть как «выплывет», привыкнет, адаптируется он или она самостоятельно, так и пойдет дальше (против ФГОС и классно-урочной системы не пойдешь…, хотя отдельный психолог в ЛИЕНе для новой ступени обучения – хорошая помощь).
- Связанное с перечисленным возможное снижение успеваемости (бывает почти всегда и везде, но таковую можно свести до минимума).
- А в совокупности первых пяти пунктов в сочетании с шестым возможна потеря главного – мотивации к учению (или, с учетом принятых мер, не потеря).
Все эти потенциальные «боли» и риски могут быть преодолены. В первую очередь, самим ребенком. Все дети хоть в чем-нибудь талантливы, мы в ЛИЕН в этом уверены! Вопрос лишь в особых «лайфхаках» для родителей им в помощь.
Конечно, идеально, если с ребенком при переходе из 4-го класса в 5-й и на протяжении всего 5-го класса с переходом в 6-й качественно работает психолог. Замечательно, если педагоги и вся образовательная среда школы заточена на плавный, интересный и эффективный переход ребенка по траектории классов «4-5-6-7». Но даже без таких вводных семьи могут вполне ощутимо помочь своим мальчишкам и девчонкам.
Второй шаг: от хорошего ребёнка к нетрудному подростку
Мы решили поделиться своими знаниями и опытом с родителям нашего города, которые заранее думают о перспективе школы «после началки», которые столкнутся с этим в ближайшее время или сталкиваются уже сегодня. Иными словами, мы хотим поделиться своим опытом с семьями, которые сейчас учат детей в 3-м, 4-м, 5-м, 6-м классе и готовятся перейти, соответственно, в 4-й, 5-й, 6-й или 7-й класс.
ЛИЕНу интересна, при этом, обратная связь, поскольку мы тоже учим у себя таких детей. Постоянно совершенствуя свой образовательный процесс (и набирая новых пяти-семиклашек в состав своей команды), нам важен обмен мнениями, опытом и взгляд со стороны.
Более того, мы решили сделать этот шаг еще более масштабным!
Нам хочется посмотреть на проблему пред-тинейджерства шире, охватив разные грани и обозначив рецепты (лайфхаки, как говорит молодежь) в треугольнике "родители – ребёнок→подросток – школа".
Решения этих проблем могут быть интересны и родителям условного второклассника, и родителям условного восьмиклассника.